01.03.2017.
Автор: Виктор Дулин
Доброе время суток! С Вами, Виктор Дулин. Поздней осенью 1988 года на каменистом дачном участке уже в Эстонии заложили смешанный сад — на высокой грядке посадили ревень, чеснок, тюльпаны и яблоню сорта Белый налив.
С 1982 и по 1988 годы у нас не было возможности завести даже палисадник под окном.
И наконец в октябре 1988 года, моя крестьянская душа получила своё – снова приобщился к землице.
Это были времена горбачёвской перестройки — военным наконец-таки разрешили иметь свои личные дачные участки.
Управлением полка было организовано два садовых товарищества «Aeg» и «Kelluke» («Сад» и «Колокольчик») из 62 участков, в 200 метрах от берега моря, в 2 км от аэродрома и 12 км от самого Хаапсалу.
Получив навеки свой дачный участок в 9 соток площадью и размером 30×30 м, мы действовали уже осознано.
При этом нам очень помогли:
- Десятилетний среднеазиатский практический опыт в переработке любых бытовых отходов местными дождевыми червями — методом прикапывания;
- Полученные начальные теоретические знания о переработке навоза вермикультурой в буртах — из статей А.М. Игонина в журнале «Изобретатель и рационализатор».
У нас там просто не во что было сажать — «плодороднейший слой» был всего 5-20 см., да ещё в пропорции 1:1 — смесь камней и почвы.
До этого времени читали о высоких грядах в журнале «Приусадебное хозяйство» ещё в начале 80-ых – когда учился в академии им. Ю.А. Гагарина.
На участке было около двух десятков молодых сосен высотой до 3-4 м. и сплошные заросли ежевики, корни которой проникали на глубину 70 см. в смеси камней с глиной.
Ещё глубже была сплошная известняковая плита толщиной от 5 м. и более. Об этом узнали через год, когда нам бурили скважину глубиной почти 30 м...
А вокруг горы мусора:
- в радиусе от 2 до 4 км и совсем рядом — три свалки ракетчиков,
- да запущено-загаженный лес,
- да два года позже — после ухода наших войск — при отделении Эстонии, в дополнение — ещё два брошенных военных городка
- и морское побережье с горами выброшенных прибоем водорослей и камыша.
Поэтому выход был один — сделать из участка сплошную высокую грядку. Начали с №1 всего на четырёх квадратных метрах со снятой до глины почвой и застеленных жестью. Корпус смастерил из деревянных поддонов со всех сторон обтянутых чёрно-белой плёнкой. Вентиляционными слоями были всевозможных размеров деревянные тарные ящики застеленные старой плёнкой и картоном. До верха набивал хворостом из леса и бурьяном с участка.
Привозил тару из городских магазинов в самодельном прицепе для велосипеда. Кормовой базой для подземных обжор и неутомимых тружеников — дождевых червячков-аборигенов был и мусор со свалок двух ракетных частей.
Водой дождевые червячки обеспечивались из бочки наверху высокой грядки.
Привозил воду тоже на велосипеде в 20 литровых канистрах из ближайших луж и болот, а поднимал на высокую грядку по лестнице.
Прицеп сделал из алюминиевых листов на двух небольших велосипедных колёсах. По бездорожью таскал в нём железо и деревянный хлам со свалок, брёвна из лесу, камыши и водоросли, выброшенные прибоем.
Через два года в марте 1990 года приобрели мотоблок МБ-1 с кучей прибамбасов, а главное с насосом, правда прицеп пришлось делать самому.
Всё, что выше перечислил, за два года, с тремя помощниками — с женой Боевой Моей Подругой (БМП) Алей и двумя взрослыми детьми, перетащили и перевезли в сплошную — грядку-оградку, Г-образной формы, по западной и южной стороне участка. т.е. 30+30=60 м и шириной 4 метра, полутора-двух метровой высоты.
в выходные и праздники приезжали из города за 12 км на велосипедах и с утра до вечера на кроватных сетках всей семьёй в спешке отсеивали 70-80 % по весу камней от скудной землицы — под сеткой видно оставшиеся в ней камешки.
Ночевали в будке, которая видна на заднем плане, готовили на примусе «Шмель», ночью там же спали, а чтобы было теплее днём грели на примусе камни.
Землю просеивали почти до упада.
Один раз чуть пожар не случился испортилась манжета насоса примуса и бензин брызнул в нашу импровизированную постель.
До сих пор вспоминаем это пожаротушение.
Вода для высоких грядок должна быть высоко, поэтому наверх будки поставили бочки, а воду возили на велосипедах из луж и ближайших болот, расположенных в 500 м от участка.
Потом с ведром воды карабкались по лестнице к бочкам на будке – для того чтобы из них обеспечивать медленный капельный полив высоких грядок и наших растений тёплой водой со шланга.
Но оказывается БМП обладает ещё даром лозаходца и таким способом в радиусе 20 м от участка нашла два заваленных мусором колодца и одну закрытую камнем скважину.
После этого закачивали воду в бочку уже ручным пожарным насосом по шлангу — из найденной БМП древней скважины, в 50 м. от дачного участка.
В первую осень 1988 года до морозов успели сделать:
- всего 4 кв. м. территории участка,
- сделать полутораметровую по высоте высокую грядку объёмом 6 куб. м,
- выкопать котлован для теплицы глубиной один метр,
- залили железобетонный фундамент 11 х 3,5 м. и высотой 1,3 м.
Веной 1989-го просеяли землю и сделали 4 высоких грядки с центральным проходом в теплице и несколько высоких грядок рядом с теплицей с проходами из 40 м³, привезенных хвойных опилок.
Через два года мы уже полностью сняли и просеяли тонкий плодородный слой дёрна и почвы на всех 9 сотках участка, в которой было половина камней, в основном известняка, начиная от миллиметровых камешков и кончая, метровыми, гранитными валунами.
Застилали всю эту площадь оцинкованной кровельной жестью, стенки из шифера со свалок.
Снизу в этот короб заложили брёвна валежника из леса, шпалы, доски, и прочий крупный органический мусор со свалок, которых теперь уже нет — за несколько лет всё перетащил к себе на участок, используя мотоблок и самодельный прицеп к нему.
На брёвна и толстые ветки укладывали хворост, макулатура, камыши, водоросли, листву, а на самом верху отряхнутый от камней дёрн — травой вниз и 5-7 см отсеянной от камней землицы.
Сверху всё это поливали «зелёнкой» — сброженной в течение недели в бочках с водой (стояли наверху), сорной травой и корнями, в основном пырея и ежевики, кухонных отходов и листьев.
Через каждую неделю освобождал бочки, а её оставшиеся содержимое закапывали в борозды просеянной земли, 50 см друг от друга на самом верху высокой грядки.
Поскольку во время нашего старта была глубокая осень, то высадили на эту высокую грядку то, что было возможно — чеснок, нарциссы и тюльпаны.
Это и была первая вермифабрика, поскольку бережно выпускали на неё всех червячков попадавшихся при просеивании земли, со свалок и выползавших на поверхность при дожде, где бы их не находили – даже в городе, в основном мелких серых, красных, покрупнее — полосато-красных и крупных чёрных, а проволочника, слизней, улиток и прочую гусенично-личинковую нечисть топили в банке с водой, которую поначалу вёдрами таскали, потом возили на велосипеде с самодельным прицепом к нему, из болота, находящегося в 150 метрах от участка.
Правда уже весной 1989, качали воду ручным насосом – сначала из неглубокой скважины, найденной подругой в 40 м от нашего участка, раньше и очень давно на этом месте был хутор с мельницей.
Уже через полтора года, летом 1990-го, прекрасную по качестве воду, вручную качали со своей – пробуренной за 600 р 30-ти метровой скважины, а спустя ещё полгода насосом, установленным на мотоблоке.
Электрическим насосом стали пользоваться только после того, как в 1995 году подвели ток к каждому участку дачного товарищества.
Устраивать высокие грядки мы начали сразу после получения дачного участка осенью 1988 года и с юго-восточного угла участка, где по проекту, в пяти метрах от дороги между участками, должен быть построен дом 6×8 м.
Просеяли всё имеющуюся почву, отделив её от камней, их оказалось ровно половина.
Камни отправлял на дорогу параллельно участку на свою половину, но предварительно, просеянную землю с дороги забирали.
Забор-высокую грядку делали, между камнями на дороге и от соседнего участка, по 4 м в обе стороны, высотой 150 см, из деревянных щитов-поддонов из под строительных материалов и старых досок, снаружи обили жестью.
К весне 1989 года мы с женой и учениками – сыном и дочкой, продвинулись в создании высокой грядки вдоль соседнего участка метров на 20 и сделали высокую – 1, 1 м грядку во всей теплице размером 11×3,5 м.
Куда тоже натащили органики и сверху уложили драгоценную просеянную землицу.
За зиму, с помощью журнала «Приусадебное хозяйство», мы собрали приличную коллекцию семян и вырастили на подоконниках рассаду.
Ранней весной, когда радовал урожаем зелёный чеснок, мы накрыли пластмассовые трубы на теплице плёнкой и высадили помидоры в высокую гряду из шифера, а перцы в железные 50 литровые фляги.
Ранняя весна 1989 год начали просеивать землю в теплице и на освободившееся место закладывать органику на листы жести.
В метре от границы с соседями и от края высокой грядки, с южной стороны, посадили ряд смородины, крыжовника и малины – по несколько кустов разных сортов, а через каждые три метра и между собой – по одному саженцы вишни, круши, яблонь и сливы.
Позже, в апреле-мае 1989 года, высадили пару картошек, часть овощной рассады и семян цветов на свою высоченную грядку, сделав туннели из толстой проволоки и полиэтилена, между саженцами, а остальную картошку, часть рассады и семян в не просеянную, но вскопанную осенью землю.
Урожай на нашей длинной и высокой грядке был в два раза выше, чем на вскопанной целине у соседей.
С тех пор для посадки чего-либо целину мы никогда не копаем, а правильно поднимет целину Дендробена и Выползки, которым с осени заготавливаем корм, а весной сажаем всё только в вермикомпост.
Картошка и кукуруза после второго окучивания в начале июля первое окучивание делали сразу же после первых всходов в начале июня.
Первую картошку начали подкапывать при начале её цветения ещё в середине июля, первых два ведра с десяти кустов собрали уже в конце июля.
Но вернёмся в начало 90-ых – за четыре года мы просеяли всю прилегающую к первому участку дорогу 30×5 м и сам участок 30×30 м, сделав его сплошной высокой грядкой.
К концу 1992 года я уже год, как был на очень маленькой военной пенсии и потому работал учителем труда в школе – вот так мы и прижились в этом тихом, лесном, приморском краю – с поездками на заработки в Польшу и Германию.
На всех своих 9 сотках, даже только с помощью местных дождевых червей, мы достигли высоких экологически чистых урожаев уже через четыре года, но первая высокая гряда-вермифабрика, размером 3 х 1,5 м и высотой 1,5 м, созданная 1988 году, дала такой урожай уже через год.
Друзья блогеры, даже если у Вас пока нет возможности и желания заняться вермикультивированием практически – Вы можете оказать неоценимую помощь в продвижении темы экологического спасения планеты от мусора с помощью «Ангелов Земли» – для этого всего-то нужно покликать по кнопкам социальных сетей.
Здоровья Вам и благополучия! С уважением, Виктор Дулин.Комментариев 12
Виктор, очень интересная история. Труд огромный! Но и результаты тоже от него потрясающие. Мне тоже предстоит нечто похожее (но, конечно, не настолько страшное). Просто у меня кругом газон) и глинозем, в котором все плохо растет. Спасибо за ваш опыт с высокими грядками. Единственное о чем я здесь жалею — ну нет здесь свалок, где можно поискать стоительный материал для высокой грядки. А если ее делать так, как планирует мой муж (инженер-строитель), то стоимость этой грядки просто стыдно даже озвучивать!
Вот теперь у меня пока небольшой тупик, но думаю, найдем «выход эконом-класса»
Жанна, когда мы жили в Германии, то на улицах частенько встречали временно установленные кузова для мусора после ремонта или переезда хозяев и в них было много чего, что можно было бы пустить, как на стенки высоких грядок, например, корпуса старых холодильников, так и внутрь их — старая мебель и прочие органические отходы.
Так, что покупать что-либо не стоит, как говорил Брежнев — экономика должна быть экономной.
Виктор, я показала мужу фотографии ваших сооружений. И он сказал, что если мы сдесь такое построим, то нас оштрафуют))) Поэтому будем искать экономичный материал. Завтра поеду по магазинам)
Жанна, такие вермисептики лучше использовать в подвальном помещении — для очистки сточных вод, а внутри вермисептика, в темноте выращиваем всякие грибы, в том числе и несъедобные — чтобы грамотно использовался углекислый газ от дыхания живности.
Виктор, это целая наука. Но у меня сегодня праздник) Свекровь подарила настоящую огромную теплицу 3,2м х 2,3м! Супер! Правда, ее через 3 недели привезут, но это и не поздно. Мы все успеем подготовить.
Жанна, примите наши поздравления!
Ну, да, для микро-дачных участков в Германии — это действительно огромная теплица — небось на половину дачи?
Вот в ней-то и можно сделать высокие грядки — высотой 0,5-1 м. — слева-справа от прохода, закладывать в них все органические отходы и всех червячков, спасённых во время дождя с тротуаров и дорог.
Спасибо, Виктор! Я знаю, что вы за меня искрене радуетесь)
У меня вопрос: если я буду сейчас в эти грядки органические отходы закладывать, то они должны же переработаться. То есть сажать в них будет нельзя?
Жанна, сам прикрываю отходы 10-15 см почвы и сразу сажаю, а перерабатываться они могут от полугода и более.
Например хворост толщиной до 1 см перерабатывается за 2 года, а бумага или картон за месяц.
Виктор, поняла, так и сделаю. А пищевые отходы, конечно, нужно складывать в компостное место? И тоже создать там условия для переработки червыми. Тепло, немного влажно. И чтоб дышало)
Жанна, изначально мы все отходы прикапывали в будущих грядках.
Виктор, поражена вашим трудолюбием и глубиной проработки вопроса. Но меня уже на такие подвиги не сподвигнешь.
Делаем компост потихоньку и обрабатываем свои скромные 6 соток.
Кстати, хотим купить вермикомпостёр на застеклённый балкон. В основном для переработки кухонных отходов.
Продавец говорит, что даст (подарит) червей для разведения.
Как вы думаете, стоит ли заморачиваться?
В своё время 75% американцев имели вермикомпостеры в частных домах, но многие, в той или иной форме, как и сам – содержат дождевых червей и в квартирах. Так, что, Оля, вариант на балконе тоже хорош. Успехов Вам с разведением отличных помощников в домашнем хозяйстве!